Главред АИ Вершины

Сбор средств:

Сост. Александр Колпакиди

Иван Ильин

В центре споров о будущем Росссии

Философ и публицист Иван Ильин (1883 – 1954), скончавшийся в эмиграции ровно 70 лет назад, в последние годы неожиданно стал одной из самых спорных фигур в российской политике. Его часто цитируют. Постоянно переиздают. В нем видят идеолога «новой России», которая должна оказаться успешной и сильной. При этом Россия в наше время стала мировым лидером в борьбе с неонацизмом, а Ильин увлекался крайне правыми идеями, был сторонником итальянских фашистов и немецких нацистов, благодушно рассуждал о «русском фашизме». Оказавшись в Европе – а он большую часть жизни провел в Германии и Швейцарии – Ильин превратился в непримиримого борца с большевиками, а по сути – с Советской Россией. Мечтая о «белом реванше», он шел на сотрудничество со всеми противниками Москвы, не брезгуя зарубежными разведками. При этом, профессор был крайне осторожным человеком и в экстремальных ситуациях предпочитал оставаться в стороне…


В этой книге о наследии Ильина рассуждают представители разных идейных направлений. Православные, коммунисты, либералы, патриоты… Так кем же был Иван Ильин – светочем русской мысли или неудачливым нацистом? От ответа на этот вопрос во многом зависит наше будущее.

Эмигрант, философ, активнейший публицист, сторонник белого реванша, ненавидевший советскую Россию, он пытался разжечь в нашей стране вторую Гражданскую войну. Можно ли примириться с тем, что Ильин был сторонником итальянского фашизма и сотрудничал с гитлеровских структур? Куда может привести увлечение Ильиным? Может ли он стать идейной опорой для современной России?


Кем был Иван Ильин – светочем русской мысли или неудачливым нацистом? От ответа на этот вопрос во многом зависит и наше будущее!

В этой книге собраны свидетельства и мысли людей, которые придерживаются разных взглядов. Коммунистических, православных, либеральных, социалистических… Их объединяет установка на объективное отношение к Ильину. Они – все вместе – показывают, «каким он парнем был». Посмотрим на это и мы.

Для профессионалов-современников он был всего лишь одним из многих. Было очевидно, что его заслуги в философии посредственны, а как идеолог белого движения, он терпел одну катастрофу за другой. Это и поражение белых на полях сражений, и неспособность взять реванш у большевиков из эмиграции, и крах европейского нацизма. И умер он, проклиная советскую власть, когда она только подтверждала своё могущество первыми космическими полётами и испытаниями новейших ракет. Умер абсолютным банкротом. И вдруг его превращают чуть ли не в историческую личность. Почему?